Рынок танк-контейнеров
Рынок танк-контейнеров приходит на смену традиционным вагонам-цистернам, а также автоцистернам и наливным судам. В настоящее время данный рынок представлен металлическими танк-контейнерами. Производство танк-контейнеров из композитных материалов является модернизированным направлением, которое начинают запускать ряд российских производителей.
Объем рынка
В последние годы рынок танк-контейнеров в России динамично развивается. Главными «драйверами» рынка являются:
- высокий физический и моральный износ вагонов-цистерн, которые являются ключевыми субститутами для танк-контейнеров;
- отсутствие конкурентоспособных отечественных производителей танк-контейнеров;
- развитие интермодальной логистики.
Танк-контейнеры постепенно вытесняют с рынка вагоны-цистерны со средней скоростью замещения в 12-15% в год.
На 2018 год в России эксплуатируется порядка 18 тыс. танк-контейнеров, из которых около 90% являются импортными. Следовательно, динамика внутреннего производства невелика и составляет порядка 500 ед. на 2017 и на 2018 годы. Увеличение объемов производства в 2016-2018 гг. говорит об относительном улучшении позиций отечественного производителя.
Объем рынка танк-контейнеров по состоянию на 2018 год составляет 603 ед., что в денежном выражении эквивалентно 529 275 тыс. руб.
В ближайшей перспективе развитие рынка будет связано с внедрением технологических новаций:
- производство танк-контейнеров будет осуществляться из высокотехнологичных композитных материалов;
- рынок перевозок в танк-контейнерах будет развиваться в парадигме перехода к так называемой умной логистике.
Спрос
Рынок танк-контейнеров обеспечивается спросом на грузовые перевозки. В период 2016-2018 гг. динамика грузооборота в России была положительной: по итогам 2018 года грузооборот в РФ составил 5 644 млрд. т-км, что на 8,6% больше, чем в 2016 году. Наибольшая доля в грузообороте приходится на трубопроводный и железнодорожный транспорт (47,3% и 46,0% в 2018 году соответственно), а наименьшая – на морской, внутренний водный и воздушный транспорт (в совокупности 2,1% в 2018 году). В перспективе также ожидается рост грузооборота.
Цены
Цена на танк-контейнер определяется в зависимости от:
- типа рынка (первичный/вторичный);
- маркировки/типа танк-контейнера;
- производителя;
- грузоподъемности;
- прочих характеристик.
В России на внутреннем рынке цены на танк-контейнеры показывают динамику роста в среднем на 2-3% в год.
Средняя цена на выпускаемые танк-контейнеры увеличивается на 43 743 руб. с 833 674 руб. (2016 г.) до 877 417 руб. (2018 г.), а на танк-контейнер, бывший в употреблении - на 29 949 руб. (с 570 801 руб. до 600 750 руб.).
Рост цен производителей, который ожидается и в перспективе, обусловлен, прежде всего, устойчивым ростом цен на сырье, а именно на металлопрокат, который пока еще является ключевым материалом для производства танк-контейнеров в России.
Крупные игроки
На рынке танк-контейнеров в России представлены в основном иностранные производители, среди которых особо выделяется китайская компания CIMS. Помимо этой компании, на рынке присутствуют такие зарубежные производители, как Van Hool (Бельгия), Welfy Oddy (ЮАР) и ряд других.
Доля отечественных производителей на рынке невелика и представлена следующими компаниями:
- АО «Алтайвагон»;
- АО «Рузхиммаш»;
- ПАО «Уралхиммаш»;
- ООО «Курганхиммаш»;
- НПК «Объединенная Вагонная Компания»;
- АО НПК «Уралвагонзавод».
В сегменте крупнейших отечественных производителей выделяется АО «НПК «Уралвагонзавод», получающий 72,10% выручки сегмента и, более того, внедряющий производство танк-контейнеров не только из металла, но и из инновационных полимерных композитных материалов.
Тенденции развития рынка
Развитие рынка танк-контейнеров в целом имеет достаточно высокие перспективы в силу видимых преимуществ более дешевых и в то же время удобных для перевозки и хранения грузов танк-контейнеров в сравнении с вагонами-цистернами. На текущий момент рынок танк-контейнеров России ограничен преимущественно сегментом иностранных производителей. В то же время рынок танк-контейнеров из инновационных материалов, к примеру, композитных, относительно не развит и, следовательно, вероятность входа на этот относительно новый рынок достаточно высокая. Таким образом, вполне обоснованно, что в ближайшей перспективе спрос на танк-контейнеры в условиях роста нефтегазовой отрасли как основного потребителя в России, а также предложение танк-контейнеров на рынке за счет внутреннего производства будет стабильно расти.