Рынок гофроупаковки
Гофроупаковка — это упаковка, изготовленная из гофрокартона, в которой отсутствуют каркасно-несущие функции (что является основой гофротары). Она выступает чаще с функцией оборачивания, обволакивания продукта.
Спрос
Драйверами роста спроса на гофроупаковку в ближайшее время станут:
- Рост индустрии электронной коммерции и, как следствие, растущий спрос на экономичную и невесомую упаковку. Большинство продавцов используют картонные контейнеры, которые могут выдержать суровые условия транспортировки и защитить товары от повреждений при транспортировке.
- Растущий спрос на упакованные продукты питания, которые обеспечивают удобство, эстетику и образ жизни «на ходу».
- Растущий спрос на премиальную упаковочную продукцию из-за роста населения и располагаемых доходов.
- Изменение политической повестки дня и законодательства, а также растущее общественное внимание и дискуссии о пластике в океане и воздействии упаковки на окружающую среду, что вынуждает производителей принимать экологически безопасные упаковочные решения. Многие бренды приводят свою упаковку в соответствие с ценностями потребителей, так как потребители хорошо относятся к коробкам из гофрокартона, поскольку более 96% из них перерабатываются.
Предложение
Динамика производства по категории товаров «Ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона» в 2020 году показала сильный скачок (+35,7%), при этом в 2021 году показатель производства снизился на 8,1% относительно 2020 г., а в 2022 год снова показал рост на 15,4%. В среднем же за последние пять лет ежегодный прирост производства составил 11,3% по РФ.
Таблица 1. Динамика производства по категории товаров «Ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона» в 2017-2022 гг., тыс. тонн
Источник информации: ЕМИСС
Объем рынка
На конец 2022 г. объем внутреннего рынка ящиков и коробок из гофрированной бумаги или гофрированного картона оценивается в 3 385,68 тыс. тонн.
Объем рынка в целом за период с 2017 по 2022 гг. показал рост на 1 337,2 тыс. тонн (или 65%). Среднегодовой темп прироста составил 11,56%.
Таблица 2. Объем рынка внутреннего рынка ящиков и коробок из гофрированной бумаги или гофрированного картона
Источник информации: ЕМИСС, данные таможенных деклараций, расчеты специалиста
Тенденции развития
Специальная военная операция (СВО) и введенные санкции спровоцировали уход с отечественного рынка зарубежных производителей упаковки и поставщиков сырья для неё. Итогом стали перебои поставок упаковки «тетрапак», гофроупаковки и этикеток.
В отличие от предыдущих кризисов, для которых были характерны снижение спроса и падение покупательской способности, в ходе нынешнего, на фоне западных санкций, отрасль, напротив, столкнулась с дефицитом самых разных видов сырья и материалов для упаковки – асептического картона Tetra Pak, алюминиевых крышек, влагостойких бумажных этикеток, добавок, красок, клея, компонентов для производства бумаги. Это заставило производителей менять европейских поставщиков на отечественных и азиатских контрагентов.
В последующие два года рынок упаковки будет иметь устойчивую тенденцию к росту: ключевую роль здесь играет активизация импортозамещения.
Выпуску новых видов упаковки также способствует рост не только рынка упаковки, но и более масштабного рынка ритейла, участники которого тоже отмечают развитие новых трендов.